Я недавно посчитала, что пробыла в Беслане больше года - если суммировать все мои поездки туда. Они были разными: иногда удавалось разузнать что-то интересное, найти новые свидетельства, иногда мы просто думали что дальше делать, писали тексты, запросы, жалобы, сидели на судебных заседаниях, готовили выступления. Иногда после 5 бесполезных встреч и рассказов и слез вдруг находился важный свидетель и мы записывали его показания. Основная часть показаний была дана в суде над Кулаевым: когда он начался, я решила записывать на диктофон все заседания, потому что то, что говорили бывшие заложники, сразу же стало расходится с официальными версиями развития событий. Я записывала эти показания для себя, а потом подумала, что это может быть интересно и другим людям: так появился сайт www.pravdabeslana.ru и из всего этого выросло полновесное независимое расследование.
Однажды, в феврале 2006 года я не смогла поехать в Беслан и поехала Лена Милашина из "Новой газеты", там проходила голодовка женщин из "Голоса Беслана" - они протестовали против отсутствия расследования, вернее, против того расследования, которое провела Генпрокуратура - его выводы противоречили показаниям оставшихся в живых заложников. Лена тогда освещала эту голодовку буквально "в прямом эфире" в ЖЖ. Вечером одного из дней в Беслане на Лену напали в подъезде пятиэтажки, в которой мы снимали однокомнатную квартиру. Только чудо спасло Лене жизнь. Вернее, быстрота ее реакции и соседи, спугнувшие бандитов.
Всего через месяц, в марте 2006 года, уже в Москве, бандиты напали на меня, и, дождавшись пока я приду в себя, пожелали мне: "Марина, надо быть осторожнее!". Вот такое было пожелание от людей, которых я видела в первый раз в жизни. Жизни - да! Я была счастлива, что осталась жива, потому что хорошо почувствовала что значит смерть, когда меня сзади грохнули бейсбольной битой: раз - и наступила чернота. и всё. ни боли, ничего... просто - всё.
Вообще, каждый приезд в Беслан в 2005-2007 годах был испытанием. В аэропорту на наши с Леной фамилии стоял особый значок контроля и каждый раз, сойдя с самолета в аэропорту Беслана, мы проходили унизительную процедуру обыска, раздевания, допроса буквально нагишом. Каждый раз, стоя раздетой в маленькой комнате в аэропорту Беслана и наблюдая перед собой довольную морду местного ФСБешника, который воровато копался в моих вещах, одежде, бумагах, книгах, телефоне, я терпела. Потому что знала, что надо потерпеть, что меня ждут важные дела в Беслане, которые я должна сделать, а не быть отправленной насильно обратно в Москву.
А вот Ленка обычно не терпела - она начинала кричать и качать права. Кричала она звонко и громко, так, что даже я пугалась. Она пыталась взять их на испуг, называя разные известные осетинские фамилии, которым "она будет сейчас звонить" . Иногда эта тактика давала свои плоды и Ленку отпускали быстрее.Но это не спасало ее от унизительного осмотра и копошения в личных вещах.
В 2005 году, на первую годовщину теракта, я почти всю ночь просидела с женщинами в спорзале школы. Мы почти не говорили, мы сидели и молчали. Было холодно, сыро и темно. Мы даже почти не плакали, потому что слезы были уже выплаканы все с утра 1 сентября. Придя домой утром, я выпила водки и уснула как убитая. Вообще, нормальный человек такие вещи выносит с трудом.
Иногда мне кажется, что за все эти 5 лет я прожила какую-то отдельную жизнь. Я пережила и радость, и успех, и разочарование, и предательство, и страх, и много слез, и непонимание, и унижение... Да ладно я! а сколько всего пережили женщины из Беслана! Я как-то писала об одной из них, имя которой не на слуху - бывшая заложница Светлана Маргиева, почитайте про нее, потратьте 3 минуты своего времени.
Я познакомился в основном с хорошими людьми, помимо Ленки Милашиной, я не могу не назвать Эллу Кесаеву, Эмму Бетрозову, ту же Свету Маргиеву, Эмилию Бзарову, Виссариона Асеева... И конечно же Юрия Петровича Савельева, бывшего депутата Госдумы от партии "Родина", благодаря которому вы теперь можете прочитать доклад с независимым расследованием бесланских событий. Там огромное количество фотоматериалов к каждой из частей - раз, два, три, четыре и т.д. Вот тут - короткая версия доклада, совсем короткая, для тех, кто спешит... Хотя куда спешить? Те, кто шел в бесланскую школу 1 сентября, тоже спешили.
Вот здесь - лежит видео архив, в том числе с записью штурма 3 сентября, записью осмотра места происшествия 4 сентября и другие записи.
Вот тут - ксероксы и текст записок террористов. Почитайте.
Вот здесь - фотохроника первых взрывов.
Отдельный раздел посвящен тому, что нарасследовала официальная парламентская комиссия и тому, что нарасследовала Генпрокуратура.
Ну, и главная гордость - Полные стенограммы судебных заседаний Верховного суда республики Северная Осетия-Алания по делу Н.Кулаева. 69 заседаний. Огромное количество информации, примерно 6 тысяч страниц текста. Боюсь даже вспомнить, как мы это все записывали, передавали кассеты, расшифровывали. Огромная работа!
И, напоследок - важный материал, который был выложен позавчера: Агентура вышла из-под контроля. И дошла до Беслана.
Спасибо, всем кто помогает. Спасибо всем, кто помнит. Такие преступления как Беслан обязательно будут расследованы и мы этого дождемся.
Сегодня, 3 сентября вы можете придти на памятный пикет, он будет с 13 часов возле Чистых прудов.
Еще один пикет памяти пройдет в 9 часов вечера возле памятника "Дети - жертвы пороков взрослых" на Болотной площади недалеко от Кремля.