Марина Литвинович (abstract2001) wrote,
Марина Литвинович
abstract2001

Режим неответственности, рабочие материалы

Статья 3. Неприкосновенность Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий
1. Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, обладает неприкосновенностью. Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за деяния, совершенные им в период исполнения полномочий Президента Российской Федерации, а также задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу либо личному досмотру, если указанные действия осуществляются в ходе производства по делам, связанным с исполнением им полномочий Президента Российской Федерации.
Неприкосновенность Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, распространяется на занимаемые им жилые и служебные помещения, используемые им транспортные средства, средства связи, принадлежащие ему документы и багаж, на его переписку.


2. Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, может быть лишен неприкосновенности в случае возбуждения уголовного дела по факту совершения им тяжкого преступления.
Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации в случае возбуждения уголовного дела в отношении указанного лица в связи с совершением им тяжкого преступления в период исполнения полномочий Президента Российской Федерации направляет представление в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Принятое Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации постановление о даче согласия на лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, с представлением Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации направляется в трехдневный срок в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации рассматривает в трехмесячный срок вопрос о лишении неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, с учетом представления Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, принимает по данному вопросу постановление и в трехдневный срок извещает о нем Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.
Решение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации об отказе в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, либо решение Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации об отказе в лишении неприкосновенности указанного лица является обстоятельством, исключающим производство по соответствующему уголовному делу и влекущим прекращение такого дела.
В рассмотрении вопроса на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации вправе участвовать Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, в отношении которого внесено представление.

"О ГАРАНТИЯХ ПРЕЗИДЕНТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРЕКРАТИВШЕМУ ИСПОЛНЕНИЕ СВОИХ ПОЛНОМОЧИЙ, И ЧЛЕНАМ ЕГО СЕМЬИ", 12 февраля 2001 г., N 12-ФЗ



История вопроса:



1. Один из первых (если не первый) указ исполняющего обязанности президента РФ В.Путина, подписанный 31 декабря 1999 года, в день отставки президента Ельцина - О ГАРАНТИЯХ ПРЕЗИДЕНТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРЕКРАТИВШЕМУ ИСПОЛНЕНИЕ СВОИХ ПОЛНОМОЧИЙ, И ЧЛЕНАМ ЕГО СЕМЬИ. Смысл такого указа понятен. Действовал до принятия соответствующего закона.
В Указе нет пункта о возможности лишения неприкосновенности и возбуждения уголовного дела в отношении бывшего президента, указано только, что "неприкосновенен и уг. дело не может быть возбуждено". В последующем законе пункт появляется.

2. В действущем законе есть интересный пробел: Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, освобождается от ответственности не только за совершение преступлений небольшой и средней тяжести, но и за особо тяжкие преступления, что противоречит законам логики. Кроме того, ничего не сказано про преступления, которые были совершены и могут быть совершены до и после президентского срока.

3. Недавно в действующий закон были внесены изменения, согласно которым, правом вобуждения уголовного дела наделяется Следственный комитет при прокуратуре (и, соответсвенно глава СК Бастрыкин, а не генпрокурор Чайка), об этом я уже писала.

4. Опрос ФОМ от декабря 2000 г.

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, СЛЕДУЕТ ИЛИ НЕ СЛЕДУЕТ ПРИНЯТЬ ЗАКОН, ЗАЩИЩАЮЩИЙ БЫВШИХ ПРЕЗИДЕНТОВ РОССИИ ОТ СУДЕБНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ ЗА ДЕЙСТВИЯ, ПРЕДПРИНЯТЫЕ ВО ВРЕМЯ ПРЕБЫВАНИЯ У ВЛАСТИ?


Понятно, что результаты опроса во много связаны с пониманием этого вопроса как относящегося к Ельцину. Однако, свежих опросов на эту тему нет, сравнить не с чем. Товарищи из ФОМа, проведите, плз, снова такой опрос! Спасибо.

5. Статья 27 Римского статута Международного уголовного суда, разработанный Организацией Объединенных Наций, гласит: "Настоящий Статут применяется в равной мере ко всем лицам без какого бы то ни было различия на основе должностного положения. В частности, должностное положение главы государства...ни в коем случае не освобождает это лицо от уголовной ответственности...и не является само по себе основанием для смягчения приговора".

6. Конституционный Закон Республики Казахстан от 20.07.2000 No. 83-1
"О ПЕРВОМ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН"


Статья 1. Статус Первого Президента Республики Казахстан
В настоящем Конституционном законе наряду с полномочиями Президента Республики Казахстан, предусмотренными Конституцией Республики Казахстан, Конституционным законом "О Президенте
Республики Казахстан" и другими законами республики, определяются прерогативы и гарантии Первого Президента Республики Казахстан и после прекращения им исполнения своих полномочий.
Первому Президенту Республики Казахстан в силу его исторической миссии пожизненно принадлежит право:
1) обращаться к народу Казахстана, государственным органам и должностным лицам с инициативами по важнейшим вопросам государственного строительства, внутренней и внешней политики и
безопасности страны, которые подлежат обязательному рассмотрению соответствующими государственными органами и должностными лицами;
2) выступать перед парламентом Республики Казахстан и его палатами, на заседаниях Правительства республики при обсуждении важных для страны вопросов; возглавлять Ассамблею народов
Казахстана; входить в состав Конституционного совета, Совета Безопасности Республики Казахстан.
Препятствование законной деятельности Первого Президента Республики Казахстан не допускается и преследуется по закону.

Статья 3. Неприкосновенность Первого Президента
Республики Казахстан


Первый Президент Республики Казахстан обладает неприкосновенностью. Он не может нести ответственность за действия, связанные с осуществлением своего статуса, за исключением случаев совершения государственной измены.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments