Марина Литвинович (abstract2001) wrote,
Марина Литвинович
abstract2001

Правые

Нашла аналитическую записку для АП, написанную мной летом 2002 года (тогда я еще работала в ФЭПе). Публикую отрывок из нее. Эта записка была куском большого доклада - "Политический прогноз на 2003-2004 гг".
Самое смешное (печальное), что и сейчас, спустя 2,5 года, записка остается актуальной.

Информационно-политический кризис
в «правой» части политического спектра



Политические силы, считающиеся «правыми» (Яблоко, СПС) входят в предвыборную кампанию в сложном положении:

- лидеры «правых» воспринимаются в большинстве своем «старыми лидерами», «отыгранными» фигурами, с устойчивой негативной репутацией у значительной части даже целевых групп их электората. Как показывают исследования, даже симпатизируя мировозренческим установкам «правых», избиратели не доверяют нынешним лидерам сил этой части спектра. Это снижает, либо, в лучшем случае, консервирует их рейтинг на достаточно низких позициях. Новые лидеры на данный момент в «правом» движении отсутствуют.
- дефицит программ. Наиболее существенные с точки зрения правого электората позиции (экономические реформы, поддержка бизнеса, развитие частного предпринимательства) уже давно «перехвачены» В.Путиным и правительством, что заставляет правых в этой части с ними солидализироваться. Критика властей со стороны правых сосредоточена в области соблюдения прав человека, демократии и т.д., что для большей части потенциального «правого» электората не является ключевыми позициями. Очевидно, что устаревшая риторика правых не сможет мобилизовать новую часть электората, речь, скорее, может идти о потере части имеющегося.
- идеологический кризис. Дефицит политической идентичности «правых» проявляется как в зоне их позиционирования, так и в нечеткости их коалиционных стратегий. Согласно результатам социологических опросов (ВЦИОМ, август 2002) политическое клише «демократы» популярно лишь среди 12% избирателей, при чем примерно 1/3 из них – сторонники «Единой России». Самоидентификация в качестве собственно «правых», «антикоммунистов» или «либералов» также не находит отражения ни в структуре массовых электоральных ожиданий, ни в системе политических представлений элит.
- кризис системы политических коммуникаций. Традиционно политические структуры, относимые к «правым» ориентировались на т.н. «демократические» СМИ, опираясь на общее с ними антикоммунистическое мировоззрение. С кардинальными изменениями на медиа-рынке феномен «демократических» (антикоммунитстических) СМИ де-факто перестал существовать: ключевые информационные ресурсы заняли новые аудиторно-идологические ниши в «некоммунистическом» поле. Таким образом «правым» приходится действовать в «чужой» коммуникативной среде без четкого понимания аудитории.

Поэтому возможной предвыборной стратегией «правых» может стать:

- выход за пределы «демократической» риторики, поиск новых электорально-идеологических ниш. При этом, не исключено, что СПС и «Яблоко» будут пытаться осваивать принципиально разные электоральные зоны, от либерально-патриотической до социал-демократической;
- поиск коалиционных моделей, создание и раскрутка новых блоков. При этом идея объединения «демократических» сил какое-то время может использоваться СПС для попыток монополизировать нынешний электоральный ресурс.
- поиск и продвижение актуальных с точки зрения «правого» электората политических посылов, альтернативных «либерализму» власти (например, требования закончить войну в Чечне, покончить с произволом правоохранительных органов и т.д.),
- попытки создания новых механизмов политической коммуникации; создания новых (присвоения старых) медиа-площадок: запуск новых печатных изданий, создание информационных холдингов, поиск адекватных новым условиям моделей взаимодействия с негосударственными ТВ-каналами и СМИ.



А в первой версии этого документа (вот привычка сохранять все версии документов!!!) была еще такая фраза, которая в конечном варианте, после редактуры и обсуждения, не осталась (причин не помню):

"Поэтому возможной предвыборной стратегией правых может стать:

- поиск актуального лидера партийного списка (кандидата в президенты на будущих выборах), соответствующего идеальным представлениям современного правого электората. Возможно – крупный успешный предприниматель с хорошим имиджем и некоей харизмой (например, Ходорковский)"
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments