Марина Литвинович (abstract2001) wrote,
Марина Литвинович
abstract2001

Общественные кампании в интернете: Омская область

Двенадцатая глава исследования "Общественные кампании в интернете: опыт российских регионов", посвященная Омской области.
Предыдущие главы: Астраханская область, Брянская область, Воронежская область, Владимирская область, республика Коми, Тверская область, республика Марий Эл, Калининградская область, Краснодарский край, Рязанская область, Новосибирская область.


Омская область


Общественно-политическая активность Омской области сосредоточена в основном в столице региона. Это неудивительно, так как общее число жителей области, по данным Росстата, составляет менее 2 миллионов человек, из которых более миллиона проживают в Омске. В то же время, большинство опрошенных нами экспертов и блогеров оценивают уровень региональной интернет-активности в общественно-политической сфере от крайне низкого до ниже среднего. Во многом, как нам представляется, такая оценка объясняется тем, что локомотивами омского интернета являются блогеры, так или иначе вовлеченные в общефедеральную тематику, а следовательно – им есть с чем сравнивать региональную интернет-активность.

Серьезным является и проникновение федеральной повестки дня в региональную блогосферу. В частности, часть из активных омских блогеров включились в протестное движение «За честные выборы», возникшее в декабре 2011 года, а также в выборы Координационного совета российской оппозиции, проходившие в октябре 2012 г . Однако за последние три года в Омске было проведено несколько успешных интернет-кампаний с региональной тематикой. Большинство из них носило политический характер, но наиболее успешным стал экологический протест. Местные блогеры хорошо мобилизуются вокруг краеведческой и другой городской тематики.

Основные площадки, на которых развивается общественно-политическая блогосфера Омска - это «Живой журнал» и социальная сеть «ВКонтакте», в последнее время также активно используется Twitter. Однако сохраняются и некоторые "рудименты" эпохи до соцсетей - отдельные региональные форумы (например, "Омский форум", форум "Омскмама") и форумы городских сайтов (например, форум сайта «Омск политический»).

Локомотивами общественно-политического сегмента омской блогосферы являются журналисты и другие представители медиа-сферы, чаще мужчины 25-50 лет. Существуют и неформальные блогерские объединения, такие, как Омский клуб блогеров, сосредоточенный в основном на общественно-политической проблематике.

Московский десант на сибирскую землю

В июне 2012 года в Омске должны были состояться выборы мэра города. Это были одни из первых заметных региональных выборов, которые проходили после общественно-политической активности, развернувшейся в России в конце 2011 - начале 2012 года. Именно поэтому к этим выборам было привлечено большое внимание оппозиции. Весной в Интернете был запущен проект «Гражданин мэр», целью которого было определить единого кандидата от оппозиции на городских выборах. Инициатором выступил известный блогер и журналист Виктор Корб. "29 марта была озвучена идея выдвижения единого Гражданского кандидата на выборах мэра Омска 17 июня 2012 года. Пост с объявлением-вопросом я разместил на Омске Политическом, на Омском Форуме, в ЖЖ-сообществе (выпущен администраторами только на следующий день) и в своем дневнике в Живом Журнале.

Дискуссия, развернувшаяся на Омском Форуме, так напугала его модераторов, что они пошли на беспрецедентный шаг, закрыв ветку. Тем не менее, участники форума успели выдвинуть и обсудить несколько интересных кандидатур на участие в Первых омских праймериз.

"30 марта я создал группы "Гражданин мэр" в соцсетях ВКонтакте и в Фейсбуке и предложил вовлекать в них друзей методом "снежного кома" - описывает Виктор Корб самое начало этой кампании.

Праймериз, в отличие от осенних выборов в Координационный совет оппозиции проходил не на одной площадке, а нескольких, которые как бы имитировали избирательные участки. Всего на разных площадках было организовано 17 онлайн участков, однако наибольшей популярностью пользовалась сеть «ВКонтакте». Всего было подано около 5 тысяч голосов, но из них примерно половина была признана недействительной, т.е. онлайн проголосовал примерно 0,1 процента населения Омска, на выборах в КСО это процент был еще меньше.

Тем не менее, формально проект провалился. Из 10 кандидатов первое место получил гость из Москвы, известный фотоблогер Илья Варламов (http://varlamov.me/), однако ему так и не удалось собрать нужное количество подписей жителей Омска.

Критики инициативы обвинили московского кандидата в легкомысленности, самопире и политическом популизме. Однако сами организаторы считают, что проект был успешным.

«Главная цель проекта "Гражданин мэр" - стимулирование процесса гражданской самоорганизации, в том числе путем формирования "нового избирателя" - свободных граждан, осознающих свои интересы и стремящихся их реализовать путем активного участия в реальной политике», - говорилось в итоговом пресс-релизе избиркома проекта.
В рамках заявленной цели экперимент с Интернет-демократрией был по крайней мере любопытным. Он был первым в России проектом применения онлайн-голосования в реальном избирательном процессе, хотя и без участия кандидатов власти. Участие в нем московских блогеров и политиков спровоцировало интерес со стороны федеральных СМИ.

Город-пень

"Город-пень" - именно так назывался интерактивный интернет-проект экологической направленности, который начал реализовываться летом 2010 года по инициативе Омского клуба блогеров. Проект был запущен в рамках движения по возрождению экологического сознания горожан. Ядром кампании стало формирование "Реестра пней Омска" в виде тематического фотоальбома на сайте клуба.

Оригинальная идея, впрочем, не была технологически оформлена в виде интерактивной карты, однако само выражение «город-пень» вошло в общественный дискурс Омска. Экологические активисты сумели сфокусировать внимание общества, а в итоге и власти, на проблеме незаконной вырубки деревьев и отсутствии программы по озеленению города.

Вокруг проекта сформировалась некоторая группа блогеров и волонтеров, интересующихся экологической тематикой. Так, в 2011 году они приняли участие во всероссийской акции «Блогер против мусора», которая на тот момент еще не была "приватизирована" властями. Кроме того, интернет-проект перерос тему озеленения и стал аккумулировать информацию по всем экологическим проблемам города. Кроме того, идея получила и географическое распространение, ее поддержали в нескольких других городах России.

Во многом для того, чтобы изменить негативный образ города, который несло в себе название кампании, власти Омска в 2012 году решили запустить альтернативную программу «Город-сад».

На коллегии в горадминистрации, посвященной концепции развития территории города Омска согласно модели «Город-сад», мэр Вячеслав Двораковский, в частности, заявил: «Наиболее креативные жители с негативным уклоном назвали Омск город-пень. Было много фактов, когда сносились зеленые насаждения, и высказана тревога, что наш город утрачивает ранее достигнутые позиции. Поэтому мы решили рассмотреть этот вопрос на коллегии. Нам сегодня нужно принципиально определить, каким образом мы будем двигаться к модели «Город-сад».

Блогеры против кремния

Одной из самых известных гражданских кампаний стала кампания против строительства в Омске кремниевого завода. В мае 2011 года группа компаний «Титан», основателем которой являлся занимавший на тот момент кресло депутата Государственной думы Михаил Сутягинский и его брат, подписала договор о строительстве завода по производству поликристаллического кремния в черте города.

508d5ce8e9ddc

Городские власти презентовали проект как инновационное нано-производство. Однако местные экологи подняли волну возмущения в Интернете, отметив, что на заводе будут применяться устаревшие технологии и его работа грозит серьезными экологическими проблемами в связи с высокой токсичностью сырья. «Омичи под видом инноваций и модернизации получают высокотоксичное производство с устаревшей полувековой технологией, в черте городе, с малой численностью рабочих мест для города-миллионника, дополнительную экологическую нагрузку к уже имеющимся заводам (нефтеперерабатывающий, технического углерода, синтетического каучука, пластмасс); объект, который, как бомба замедленного действия, способен убить большую часть населения Омска», - писал блогер Михаил Маглов.
Борьба против Кремниевого завода происходила как в Интернете, так и с организацией оффлайн акций. За полтора года пикеты и митинги против строительства завода стали регулярными, проводились общественные слушания. Однако значительная доля борьбы проходила в интернете. Основными площадками кампании #КремнийНЕТ стали «ВКонтакте» (страница Сергея Костарева http://vk.com/sergey.kostarev ), ЖЖ (блог Сергея Костарева http://hedgeapple.livejournal.com/11288.html ) и Twitter (твиттер Сергея Костарева https://twitter.com/skostarev). 2 декабря 2012 года на митинге "За здоровый город! Против кремниевого завода!" было принято обращение в органы власти и собраны подписи под петицией против строительства. 11 декабря 2012 года это обращение, подписанное 68 участниками митинга было направлено в законодательное собрание, губернатору и в прокуратуру Омской области. Также была создана инициативная группа по проведению городского референдума на тему строительства. К борьбе подключилась системная оппозиция. Местные и федеральные СМИ также подхватили эту тему после того, как она привлекла широкое внимание блогеров. В итоге эта тема в августе 2011 года вошла в российские тренды Google, в отличие от других омских интернет-кампаний.

Стоит отметить, что особого интернет-сопротивления инициаторам строительства завода организовать не удалось. Звучали отдельные голоса о том, что митинги и пикеты проводятся на иностранные деньги, однако эта идея не была подхвачена неангажированными блогерами, и утонула в информационном потоке, который шел со стороны многочисленных противников проекта.

В итоге строительство так и не было начато. Однако проект не был полностью заморожен и подрядчик продолжает вести его проектирование.

В начале декабря 2013 года инициативная группа из 12 омичей подала в городской избирком ходатайство о проведении референдума, одним из вопросов которого предполагалось сделать вопрос о необходимости строительства в Омске кремниевого завода. Однако депутаты отказали в праве проведения референдума.



Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments