Марина Литвинович (abstract2001) wrote,
Марина Литвинович
abstract2001

Category:

Общественные кампании в интернете: Воронежская область

Третья глава исследования "Общественные кампании в интернете: опыт российских регионов", посвященная Воронежской области. Предыдущие главы: Астраханская область, Брянская область, Владимирская область.
Завтра будет опубликована новая глава.


Воронежская область


Воронежская область - один из центров Черноземья России, расположенный на юго-западе европейской части страны. Численность населения региона составляет 2,3 млн человек. При этом только 66% из них живут в городах (данные 2013 года). Это достаточно низкий показатель для областей Центра России. Подавляющее большинство урбанизированного населения живет в Воронеже (1 млн человек) и его агломерации - еще 300 тыс. жителей.

Регион остается индустриально-аграрным. Отчасти этим объясняется, например, назначение на пост губернатора Алексея Гордеева - бывшего федерального министра сельского хозяйства. Воронежская агломерация представляет собой промышленный кластер области, сформированный в советское время, где выделяется Нововоронежская АЭС, предприятия оборонной промышленности, пищевая индустрия. Фактически, регион разделен на промышленный, сконцентрированный вокруг столицы центр,  и преимущественно аграрную периферию.


Численность пользователей интернета в Воронежской области, по данным РИА-Новости на осень 2013 года составляет 33,7% от общего числа жителей. Это невысокий результат в сравнении с другими регионами центральной России.

Воронежские блогеры, как и их коллеги в других регионах, активно участвуют в благотворительных программах, участвуют в акциях по сбору мусора. А местный губернатор Гордеев завел себе блог на официальном домене региональной власти. Блог, правда, не слишком популярен и его никто не комментирует.



Электронная общинность против сырьевой экономики

Наиболее удачной и известной кампанией гражданских активистов в области можно признать сопротивление планам Уральской горно-металлургической компании (УГМК) разрабатывать месторождения никеля в Прихоперье. Ее можно назвать довольно неожиданным бунтом той самой аграрной периферии области. Началась кампания весной 2012 года и продолжается до сих пор. Однако уже сегодня можно говорить о ней как вполне успешной.

"Гражданское общество у нас миновало атомизацию 1990-х перейдя в электронную общинность", - так охарактеризовал ее один из организаторов протестных действий Константин Рубахин. "Мы сейчас собираемся на митинги, пробеги, пикеты - почти все перезнакомились сначала в онлайне, теперь и в оффлайне", - соглашается борисоглебский блогер Олег Мещеряков, также один из организаторов кампании.


Эта история началась 26 декабря 2011 года, когда правительство РФ выпустило распоряжение N 2360-р "О проведении в 2012 году конкурса на право пользования участками недр федерального значения для геологического изучения, разведки и добычи медно-никелевых руд, осуществляемых по совместной лицензии". Речь в распоряжении шла о добыче никеля в Новохоперском районе.

Драйверами сопротивления планам добывающей компании выступили блогеры. В частности, Олег Мещеряков (в ЖЖ russian-om) из города Борисоглебск. "Я начал размещать информацию о вреде добычи никеля в своем блоге, на местных форумах. А в марте 2012 года создал группу против добычи ископаемого в Одноклассниках", - рассказал нам Олег. Идея с сетью "Одноклассники", где оппозиционные общественно-политические группы обычно не формируются, внезапно оказалась хорошим решением. На конец 2013 года группа насчитывала более 70 тысяч участников. Таким количеством онлайн-сторонников не может похвастаться, пожалуй, ни одно региональное протестное движение в России.

А вот темой, интересной для СМИ, история с никелем стала только 14 мая 2012 года, через сутки после первой акции. Воронежское интернет-издание "МОЁ! Online" первым написало на следующий после митинга день. По оценкам журналистов, на митинг собралось более 700 человек, сами организаторы оценивали его в 1,2 тыс. пришедших. В любом случае, это много для провинциального, то есть не склонного к массовому протесту города с населением около 65 тыс. человек.

voronej_miting

Организаторы протестов в Воронежской области отмечают, что не выходили и не выходят под флагами организаций политической оппозиции. "Мы не пиарим никакие политические структуры, - подчеркивает Рубахин. - Блогеры, политики, экологи: например, Олег Козырев, Евгения Чирикова, коммунисты, сами заинтересовались нашей историей и помогали нам".

22 мая 2012 года конкурс на освоение Прихоперья выиграла УГМК. "Мы ожидали, что это будет Норникель, - говорит Константин Рубахин. - Но победила неизвестная нам УГМК". Более половины Уральской горно-металлургической компании принадлежит ее президенту Искандару Махмудову, около трети -  гендиректору "УГМК-Холдинга" Андрею Козицыну.

Новость о Борисоглебской акции была освещена основными интернет-СМИ Воронежа и несколькими федеральными изданиями. С этого же момента началось закрепление в медиа-поле названия "Стоп, никель!" как общего для движения. Изначально так называлась группа вКонтакте. Также стал называться официальный сайт движения http://stopnikel.ktu10.com

В дальнейшем все громкие акции и скандалы с Воронежскими активистами становились темой для СМИ. Игнорировать столь массовый протест в области оказалось невозможно. Например, АиФ написали об акции в Урюпинске, собравшей более 4 тыс. человек 30 мая 2012 года. И уже с этого момента в СМИ звучат предположения о неких внешних силах, которые дирижируют протестом в Прихоперье.
Однако полноценная контркампания в сети начинается только 12 декабря 2012 года. В этот день состоялись слушания проекта разработки медно-никелевых месторождений Воронежской области в Общественной палате. В этот же день в комментариях к обсуждению новости начали массово появляться сторонники разработки никелевых залежей. В дальнейшем массовая контркампания сопровождала каждое действие экологов и активистов.

Константин Рубахин провел самостоятельное расследование и считает, что противодействовать им наняли тролль-сети: "Система троллей, лоббирующих никелевые разработки в Черноземье, прославляющих УГМК и унижающих экоактивистов создана в начале декабря 2012 года на площадках социальных сетей Livejournal, "Вконтакте", Facebook и Twitter. Пользователей-пустышек объединяет одинаковое время создания или начала работы с никелевой темой - 12-14 декабря 2012 года, схожее содержание и "прописка" в Воронежской области. <...> Позже житель Борисоглебска Петр Миронкин, проанализировав IP этих пользователей, пришел к выводу, что они работают прямо из офиса УГМК в Верхней Пышме".

Рубахин замечает: "Мой блог на Эхе, Радио Свободе и мой ЖЖ (mnog) стали точками распространения контента в рамках кампании "Стоп, никель!"

"За эти два года онлайн и оффлайн мы все время используем параллельно. Результат - несколько десятков митингов за чистую экологию на Хопре в Борисоглебске, Новохопёрске, Урюпинске, Балашове, Москве и Воронеже числом от 300 до 10 тыс человек", - подытоживает Олег Мещеряков. "Наша цель - не допустить добычи никеля в Прихоперье. Мы уверены, что достигнем ее", - объясняет Рубахин.

Митинги и протесты против добычи никеля продолжились и в 2014 году. В апреле в Воронеже прошел марш и митинг с требованием отказаться от планов разработки медно-никелевых месторождений в Центральном Черноземье. В марше приняло участие около двух тысяч человек.

Компания сопровождается беспрецедентным давлением на ее организаторов и активистов. Рубахин так описывает  происходящее: "Что делает УГМК в ответ на самые массовые в истории современной России экологические протесты? Сначала она пишет доносы на меня сама — прямо от имени директора одного из своих предприятий. Потом она нанимает людей, которые делают это более массово (каждую неделю). Параллельно на работу охранниками берется ЧОП, называющееся «казаками», и от имени директора этого ЧОПа распространяются еще более гнусные заявления и газетки, где я представлен геем, агентом Госдепа и экотеррористом. В Живом Журнале уже больше года раскручивается бешеная тролль-вакханалия против защитников Хопра. Далее развивается «дело ученых» — всех, кто участвовал в подготовке научной оценки вреда от планов добычи цветных металлов на Хопре, вызвали на допросы." Сам Константин Рубахин, по его словам, с конца 2013 года вынужден скрываться - после неудавшейся попытки подкупить его, силовикам поставлена задача его задержать и арестовать под любым предлогом.

К сожалению, компания УГМК, куда мы обратились, не ответила на нашу просьбу дать комментарии по данному вопросу.


Борьба с демонической мышью на троллейбусе

Блогеры Воронежской области преследуют не только глобальные цели. Гораздо чаще их кампании носят точечный характер. Вот пример одной из них. В марте 2013 года воронежцы на протяжении недели обсуждали в комментариях местных изданий и блогах новость о новом логотипе общественного транспорта от "Воронежпассажиртранса". И дообсуждались до того, что логотип транспортникам пришлось сменить.

11 марта 2013 года интернет-издание "МОЁ! Online" разместило репортаж с фотографиями троллейбусов, которые украсила черная летучая мышь и слоган: "Прощай земля! В добрый путь!" Статья набрала более 190 комментариев за неделю.

voronej_mouse

"В контексте современной культуры видится адский демон в виде гигантской летучей мыши, который сейчас поднимет троллейбус в воздух, унесет в свое гнездо в Аду и будет там потихоньку выковыривать и пожирать пассажиров. Возможно – скармливать детенышам", – писал в своем Живом журнале пользователь из Воронежа polyarnick. Абсолютное большинство откликов также было негативными или ироническими. Интересно, что недовольство мышью имело место только в сети: никаких акций в оффлайне не происходило. А в стихийной кампании так или иначе поучаствовало более тысячи воронежцев.

На протяжении недели региональные СМИ каждый день возвращались к теме с летучей мышью на электротранспорте города. 20 марта Воронежпассажиртранс заявил, что отказывается от спорной эмблемы, а хищника в лого заменит божья коровка.




Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments